библейские женские образы



Мария из Вифании



Селение, давшее имя од­ному из самых светлых женс­ких образов, упоминается во всех четы­рех Евангели­ях. Вифания была располо­жена у подно­жия Елеонской горы по доро­ге в Иерихон, приблизитель­но в 5 кило­метрах от Иерусалима. Она известна, прежде всего, тем, что там жила семья, принимавшая Христа в сво­ем доме (Луки 10:38-42). Именно в этой семье жила Мария, образ которой в Священном Писании за­печатлен, как сидящей у ног Его и внимавшей Его слову.

Некоторые исследователи Пи­сания считают, что посещение, о котором Лука пишет в 10 главе, было первым вступлением Иису­са под кров этой семьи. Каким праздником и какой честью была для Марфы возможность принять под своим кровом великого про­рока, сотворившего столько чудес! Дом в Вифании стал для Христа местом покоя и отдыха, где Его всегда ждали с любовью и благо­говением брат и две сестры.

Какими разными они были! Деятельная, старательная, быстрая Марфа. Спокойная, углубленная, душевно тонкая Мария. И наконец, их младший, нежно любимый брат Лазарь. Христос любил их всех, о чем пишет Иоанн в пятом стихе 11 главы.

Добросердечная и гостеприим­ная Марфа с радостью приняла Господа в своем доме, и тут же принялась хлопотать. Естествен­но, было о чем беспокоиться, ведь ей предстояло накормить 13 муж­чин (Луки 10:40). Умение вкус­но готовить и красиво накрыть на стол было ее даром, и ей так хо­телось, чтобы сегодня ее талант проявился с особой силой. Кто бы из хозяек не искал помощи в та­кой момент? Тем более, что Мар­фа понимала, как устали путники, и не хотела заставлять их, уста­лых и голодных, долго ждать.

Вот Марфа, раскрасневша­яся и запыхав­шаяся, прохо­дит мимо Ма­рии. Ну, поче­му же та не за­мечает, как она занята, как нужна ей по­мощь еще од­них ловких рук? Ведь уже время звать к столу, но не все готово. Видя, как Ма­рия продолжа­ет невозмути­мо сидеть у ног Иисуса, Марфа обра­щается к Гос­поду: сестра моя одну меня оставила служить, скажи ей, чтобы помогла мне. Ка­жется, воочию видишь ее озабочен­ное лицо и сердечную просьбу о помощи. А Мария? Тихая, спокой­ная, молчаливая, она никого не ви­дит и не слышит — только Его. Она забыла обо всем на свете, заворо­женная Его словами. И в глубине ее души начинает вызревать по­нимание того, что это не просто пророк или учитель закона — она прозревает в Нем Господа. И тут ее сердечный покой нарушают рез­кие слова: скажи ей! Скрытый уп­рек этих слов вполне понятен: «Она так безразлична к моим ста­раниям. Поэтому, Учитель, Ты ска­жи ей.»

Не думаю, что Мария была бездельницей. Скорее всего, она была правой рукой Марфы и все­гда помогала ей по хозяйству. Ви­димо, Марфа именно потому так требовательно настаивала на ее по­мощи, что Мария раньше всегда была ее верной помощницей. Как бы мы поступили на месте Ма­рии? Возможно, сказали бы с со­знанием полного права: «Могу я хоть раз посидеть спокойно? Обой­дешься без меня.» Обычно имен­но так и бывает, когда мы видим лишь конфликт и свои обиды. Но Мария видела лишь Его, для нее не существовало ни укоризненно­го взгляда сестры, ни ее упреков. Поэтому Мария молчит. И имен­но потому, что молчит она, за нее говорит Он: «Марфа! Марфа! ты за­ботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же из­брала благую часть, которая не от­нимется у нее» (Луки 10: 41-42).

Второе упоминание об этих двух сестрах находится в Еванге­лии от Иоанна в 11 главе. Их по­стигла глубокая скорбь: заболел любимый брат Лазарь. И они по­сылают за Тем, кто любит их, со словами: «...тот, кого Ты любишь, болен!» Они так уверены, что, уз­нав о болезни Лазаря, Иисус тут же придет, что только мягко напо­минают о Его любви к их семье. Они верили: стоит Ему сказать лишь слово, как брат их выздоро­веет. И Он сказал — болезнь эта не к смерти!

Но Лазарь умер, и Христос при­ходит лишь на четвертый день пос­ле того, как покойника положили во гроб. Импульсивная Марфа, ус­лышав, что идет Иисус, бросив все, побежала Ему навстречу. Забыв даже поприветствовать Христа, она выпалила слова, кричащие о ее боли. Это была кровоточащая рана, которая изливалась слезами и причитаниями. Она не могла сдер­жаться. Движимый любовью, Иисус говорит ей великие истины, которые эта простая женщина понять не смогла: «Я есмь воскресе­ние и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Иоанна 11:25). Видя, что ее разум еще не восприимчив к Его учению, Хрис­тос посылает за Марией.

А Мария? Как скоро услыша­ла, поспешно встала и пошла к Нему (ст.29), и увидевши Его, пала к ногам Его (ст.32). Увидев пла­чущую Марию «...Сам восскорбел духом» (ст.33). О, наш Господь и Спаситель, как милосердно сердце Твое! Ты плачешь вместе с плачу-шими, и склоняешься к тем, кто склонился пред Тобой. Мария опять — у ног Его.

В третий раз мы читаем об этой семье в 12 главе. Христос знал, что наступила последняя суб­бота Его земного странствования, и в этот тяжкий момент жизни Он пришел к своим верным дру­зьям в Вифанию. До Пасхи оста­валось 6 дней, и Он хотел побыть в кругу близких людей.

Приготовили вечерю. Лазарь, которого Он воскресил, сидит ря­дом. Марфа служит всем без суе­ты и беспокойства.

А Мария? Ее сердце перепол­нено любовью, радостью и трево­гой. Она слушает Его слова и чув­ствует, что они последние. Нужно сделать что-то особенное для Него. Но что? И тут перед ее мыслен­ным взором всплывает алавастровый сосуд с драгоценным миром из чистого нарда (Марка 14:3).

Христос сказал, что она сберег­ла это прекрасное миро для Него (Иоанна 12:7). Сколько раз, вды­хая его аромат, она так и не реша­лась использовать его для себя. Но сейчас она понимала: сегодня при­шло время растратить ее драгоцен­ность, ибо это важнейший день в ее жизни.

Она разбивает сосуд и излива­ет миро на Его голову и ноги, вы­тирая их своими волосами (Иоан­на 12:3). И дом наполнился благоуханием! А за ее спиной звучит негодование и гневный шепот. Они считают ее деньги. К чему такая трата, ведь в городе столько ни­щих! «И роптали на нее» (Марка 14:5).

А Мария? Молчит! Она, как тогда, в первый раз, поглощена любовью к Нему. Не защищается, не оправдывается, не объясняет, что имеет право тратить то, что купле­но на ее деньги. Она не расстрои­лась, не разочаровалась, не усты­дилась, не озлобилась — она люби­ла. Как трудно сохранять в душе этот отсвет небесного чувства, ког­да за твоей спиной шушукаются и негодуют. Она молчит, и опять в ответ на ее молчаливое смирение, за нее отвечает Христос: «Оставь­те ее; что ее смущаете? Она доб­рое дело сделала для Меня. Истин­но говорю вам: где ни будет про­поведано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала» (Марка 14:6,9).

Об этих словах упоминают два евангелиста, как бы подчеркивая значимость того, что произошло. Чутким любящим сердцем она почувствовала величие момен­та и приготовила Его к погребе­нию.

В память о ней... Эти слова звучат тысячелетия. С тех пор кто не восхищался ею! Мужчины во всем мире проповедуют о ней, жен­щины стараются ей подражать. Великий урок преподала эта про­стая женщина: с терпением и мол­чаливым смирением переносить упреки, будь то от родной сестры или от Иуды, который был вором. Она умела выплакать свое горе у ног Его и в нужный момент со­вершить для Него доброе дело.

О, Господи, научи и нас слушать Тебя, не замечая упреков, и тво­рить добрые дела для Тебя.



Ольга Мокан


назад

Hosted by uCoz