Библейские женские образы
Мария — матерь Господня
Как писать о той, о которой Сам Господь сказал в начале Писания, что ее семя будет поражать древнего змея в голову? Как писать о той, которая дала плоть Спасителю? Как писать о смиренной и послушной матери, давшей миру самого Смиренного и Послушного Сына, равного которому нет среди людей?
Это был особый сосуд, избранный и приготовленный Богом для рождения Сына Божия прежде создания мира (Ефесянам 1:4). Но при этом она была простой земной женщиной, подобной всем нам. И она, как и мы, нуждалась в Спасителе, Заступнике и Ходатае. Хотя и жила она в городе с плохой репутацией (Иоанна 1:46), но грязь и порок не коснулись Марии, и вся ее жизнь была служением Богу.
НЕБЕСНАЯ ВЕСТЬ
Благоговейно выслушала Мария слова ангела, принесшего ей удивительную весть. «Как будет это?» — это не слова неверия, а желание узнать, как правильно поступить и вести себя. Полная преданности, смирения и готовности исполнить волю Божию, она произносит: «Се, раба Господня, да будет мне по слову Твоему».
Стать матерью в ее юные годы было тяжелым трудом. И что скажет Иосиф, которому она была предана всем сердцем? Не забросают ли ее камнями? Но что бы ни случилось, она готова исполнить волю Господню.
О, ГОСПОДИ, НАУЧИ И МЕНЯ, НЕ ПРЕКОСЛОВЯ И ПОЛНОСТЬЮ ДОВЕРЯЯ, ПРИНИМАТЬ ТВОЮ ВОЛЮ, КАК МАРИЯ!
РАЗДЕЛЕННАЯ РАДОСТЬ
Святая радость переполняла ее сердце. Как хотелось этой юной деве разделить ее с кем-то! Но кому она могла рассказать, ведь по преданию у нее не было ни матери, ни сестры. Ее девичья стыдливость не позволяла поведать обо всем Иосифу.
И тогда она вспомнила о Елисавете, тем более что и ангел напомнил о ней. И тогда она спешит в нагорную страну, в город Иудин. Елисавета, женщина преклонных лет, исполнившись Духа Святого, благословляет ее, называет матерью Господа. Каким ободрением и поддержкой были ее слова для Марии. Елисавета хвалит Марию за полное доверие Богу: «...блаженна уверовавшая, потому что совершится сказанное ей от Господа» (Луки 1:45). Ободрение Елисаветы было тем более ценно, что она знала цену неверия: ее усомнившийся немой муж все время был у нее перед глазами.
Мария и Елисавета пробыли вместе три месяца: две женщины — совсем юная и умудренная жизнью. Время разделило их, но смирение, вера и любовь к Богу сближали теснее кровных уз. Новая эра начиналась с этих женщин, исполнившихся Духом Святым. Им было дано познать тайны Царствия Божия, и они величали и славили Его. Эти смиренные уста пели: «Не нам, не нам, но имени Твоему дай славу, Господи!» (Псалом113:9)
ГОСПОДИ, ИСПОЛНИ И МЕНЯ ЭТОЙ СИЛОЙ. НАУЧИ ДЕЛИТЬСЯ ЕЮ С ДРУГИМИ.
ВОЗВРАЩЕНИЕ
Три месяца — это срок, когда беременность начинает видимым образом отражаться на внешности женщины. Как тяжело Марии было видеть немой вопрос в глазах Иосифа. Она понимала, что любовь и оскорбленное мужское самолюбие борются в его сердце. Но однажды Иосиф принял решение и облегченно вздохнул:он отпустит ее тайно, не огласив, чтобы ее не побили камнями как блудницу. Но как только он помыслил это, ангел Господень явился ему и сказал: Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Марию...
Сколько страха и стыда пережил Иосиф, мучаясь в глубине своей праведной души. А Мария? Разве она не видела эту борьбу в его глазах, разве не ловила на себе его осуждающий взгляд? Но она молчала, дав место Господу. А Он никогда не опаздывает и приходит в самый критический момент.
КАКОЙ ПРИМЕР КРОТОСТИ! КАК ЧАСТО МЫ СПЕШИМ ОПРАВДАТЬСЯ, ПЫТАЯСЬ ПОСТОЯТЬ ЗА СЕБЯ.
НО БОГ ГОВОРИТ: «ГОСПОДЬ БУДЕТ ПОБОРАТЬ ЗА ВАС, А ВЫ БУДЬТЕ ПОКОЙНЫ» (Исход 14:14).
НАУЧИ МЕНЯ, ГОСПОДИ, ВВЕРЯТЬ ЗАЩИТУ СВОЕЙ ЧЕСТИ И ЖИЗНИ В ТВОИ РУКИ.
НАСТАЛО ВРЕМЯ
Мария и Иосиф жили в Назарете, но им были памятны слова пророка Михея, который предсказал рождение Спасителя в Вифлееме, городе Давидовом. Но настало время, и колесо истории повернулось. Кесарь Август повелел произвести перепись по всей земле. Воистину «Сердце царя в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направлет его» (Притчи 21:1). И вот Мария и Иосиф уже собираются в путь. Нелегкая дорога предстояла Марии: будучи на последнем сроке беременности, она должна была преодолеть 160 километров!
Когда же родители будущего Спасителя пришли в Вифлеем, им даже не нашлось места в гостинице. Пройдя через весь город, они увидели открытый загон для скота и укрылись в нем. Тело ныло от усталости, хотелось есть и умыться. Но тут новое испытание ждало ее: «Когда же они были там, наступило время родить ей. И родила Сына своего...» (Луки 2:6-7).
Я часто думаю о том, почему ее путь был так тернист? Ведь даже во времена египетского рабства израильские женщины рожали с повивальными бабками, а мать Господа была лишена даже этого. Некому было помочь при родах, перестелить постель, подать теплой воды. Неужели во всем Вифлееме не было женщины, которую бы Бог побудил прийти в тот хлев, чтобы забрать дрожащее от холода Дитя и отнести вместе с Его матерью в теплую комнату?
А Мария все молчит, не задавая Господу ни одного вопроса. Она сама пеленает в тряпицы своего Первенца, кладет Его в ясли для скота и улыбается, как улыбаются все матери мира.
Может, сомнение в тот момент подстерегло ее. Действительно ли этот бедный ребенок — Тот , кто, по словам ангела, наречется Сыном Божьим? Но Бог, который не попустит быть искушаемым сверх сил (1 Коринфянам 10:13), поспешил укрепить ее веру и поддержать в трудную минуту одиночества. Он посылает пастухов, которые ликуют от радости и наперебой рассказывают о сонме ангелов, поющих о том, что родился Спаситель мира.
А Мария, как обычно, молчит, и лишь сердце ее ликует от радости. Какая высота души — молчать и в радости и в скорби, все слагая в сердце своем.
У НЕЕ БЫЛ СВОЙ ПУТЬ, И ОНА ШЛА ПО НЕМУ, ЗНАЯ, ЧТО ОН ПРЕДОПРЕДЕЛЕН БОГОМ. ГОСПОДИ, НАУЧИ И МЕНЯ СДЕРДЖИВАТЬ СЛОВА, КОТОРЫЕ ВЫРЫВАЮТСЯ ИЗ САМОЙ ГЛУБИНЫ СЕРДЦА.
СИМЕОН И ВОЛХВЫ
Бедные родители, идя в Иерусалимский храм, могли принести только двух птенцов голубиных. Но тут праведный Симеон, взяв Младенца на руки, благословил Бога и родителей, а потом сказал Марии странные слова: «Тебе самой оружие пройдет душу».
Она не поняла и удивилась, но опять ни одного вопроса не родилось в ее душе. А этот меч уже начал отсекать все ненужное и лишнее в ее сердце.
Напуганный слухами о новом царе израильском, Ирод повелел перебить в Вифлееме всех младенцев мужеского пола, не достигших двухлетнего возраста. И вот ангел снова обращается к Иосифу и велит бежать в Египет. Мне хочется воскликнуть: Господи, пошли им колесницу или перенеси Сына всемогущей рукой Своей! Но нет, под покровом ночи они спешно бегут на маленьком ослике в далекий Египет. И хотя еще никто не гонится за ними, и о грядущей бойне известно лишь Господу, Мария безропотно и молча повинуется и вверяет себя Господу, бережно прижав к груди своего Первенца.
ГОСПОДИ, НАУЧИ И МЕНЯ СМЕЛО ИДТИ ВСЛЕД ЗА ТВОЕЙ ВОЛЕЙ. НАУЧИ ДАЖЕ СРЕДИ СПОКОЙНОЙ И БЕЗОБЛАЧНОЙ ЖИЗНИ УЗНАВАТЬ ГОЛОС ТВОЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ВВЕРЯТЬ СЕБЯ ТВОЕЙ МИЛОСТИ И БЛАГОДАТИ.
МЕЧ
Написано, что Иисус был в повиновении у родителей. Но на празднике в Иерусалиме они теряют его, и три дня разрывается в неведении материнское сердце. Найдя Сына в храме, Мария спрашивает: «Чадо! Что Ты сделал с нами? вот, отец Твой и я с великой скорбью искали Тебя». «Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» Мария не поняла этих слов, но сохранила их в сердце. Она все еще не ведала, что занесенный меч уже начал обрубать родственные связи, и ее Дитя все дальше уходит по пути, ведущему к кресту.
А вот она приходит к Нему с братьями Его, желая увидеть любимого Сына, а в ответ слышит: «Кто матерь Моя и кто братья Мои?.. кто будет исполнять волю Божию, тот мне брат и сестра и матерь». А вот женщина в толпе называет Марию матерью блаженной (Луки 11:27-28). И тогда Он вновь отклоняет эту похвалу и родство с ней: «блаженны слышащие Слово Божие и соблюдающие его».
Однажды Мария, тревожась за жизнь Его и желая предупредить о взбунтовавшихся книжниках, посылает своих ближних за Ним. Но Он предпочитает идти голгофским путем, предначертанным Ему Богом. И меч вонзается все глубже в ее сердце. Не зря тревожилось ее сердце: книжники и фарисеи не успокоились, пока не предали Его позорной смерти на кресте.
«При кресте Иисуса стояла матерь Его» (Иоанна 19:25). Какая боль терзала материнское сердце при виде Сына, истерзанного, окровавленного, прибитого к позорному столбу. А вокруг лишь проклятия и насмешки. Она не ищет утешения, она просто стоит рядом, охраняя каждый его вздох своей любовью. Ни жалоб, ни стона, ни крика — все то же молчание бездонного сердца. И где-то в его глубине рождается понимание того, о каком мече говорил Симеон во дни безоблачного младенчества Иисуса. А Он в страшной смертельной агонии, заботясь о ней, скажет: «Жено! се, сын твой». Он дает ей понять: ты для Меня — женщина. И это была последняя капля в чаше ее страданий. Меч перерезает последнюю родственную связь: мать умерла, чтобы стать Его ученицей вместе с другими учениками в день Пятидесятницы.
Прекрасный Божий сосуд, предназначенный прежде создания мира для великого служения — наделить своей плотью Спасителя мира. Но весь последующий путь ее стал умерщвлением земного существа, отречением от своего «я». И все это для того, чтобы в назначенное время войти в небесную славу и увидеть Того, о Ком она сказала в своей величественной песне: «Величит душа моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем!»
МИЛЫЕ МАТЕРИ, ЗАЙМЕМ И МЫ СВОИ МЕСТА У НОГ ХРИСТА И БУДЕМ МОЛЧА, БЕЗ РОПОТА НЕСТИ СВОЙ КРЕСТ. У КАЖДОЙ ИЗ НАС СВОЙ ПУТЬ И СВОЙ МЕЧ. ТАК БУДЕМ ЖЕ ТВЕРДЫ И НЕПОКОЛЕБИМЫ, ЛЮБЯЩИ И МИЛОСЕРДНЫ НА ЭТОМ ПУТИ. ГОСПОДИ, ДА БУДЕТ ВСЯ НАША ЖИЗНЬ СЛУЖЕНИЕМ ТЕБЕ.
Ольга МОКАН