Документ без названия

 

 

АГАРЬ: СЕМЬ ШАГОВ К ТРАГЕДИИ

Вы когда-нибудь вглядывались в глаза одиноких жен-шин, тех, кого обычно называют "мать-одиночка"? Вглядитесь, и если вы будете смотреть с любяшим сердцем, то обязательно разглядите в самой их глубине боль и смятение, раскаяние и надежду.
Каждый раз, когда я вижу эти глаза, то вспоминаю еше одну брошенную женщину, имя которой Агарь...
4000 лет до Рождества Христова. Одна языческая семья готовится к переходу из города Ур в страну Ханаан. Что заставило ее принять такое решение - неизвестно, но Святое Писание говорит о том, что на пути следования умирает отец семейства Фарра (Быт. 11:31-32). По законам того времени главой семьи становится старший сын - Аврам. И тогда случилось необыкновенное событие. Бог снизошел к человеку, говоря с ним, и человек повиновался голосу Божьему. Так Аврам стал другом Бога.
Но вот семью постиг голод в пути, и Аврам решает идти в Египет. Немало странного случается там с его семьей, но Бог все повернул во благо. И из земли Египетской Аврам выходит с великим множеством крупного и мелкого скота, рабов и рабынь (Быт. 12:16).
Нам неизвестны имена всех рабов и рабынь, подаренных Авраму фараоном, но одно известно - Агарь, так звали служанку Сары (Быт. 17:1). Возможно, эта египтянка имела особый дар угождать и служить, чем приобрела авторитет и особое расположение своих хозяев. Подобно Елиезеру, она ста. новится членом семьи Аврама, слышит его удивительные рассказы о Живом Боге. Это было прекрасное время близости и глубокого общения с Богом и друг с другом в кругу семьи Аврама. Так прошло десять лет.
В те времена видимым благословением семьи считали детей, но именно этого недоставало семье Аврама. Сара и он старели, а обещанного Богом потомства все не было. В отчаянии Сара решает взять инициативу в свои руки и убеждает Аврама принять ее идею. Нам, смотрящим на эту историю с позиции сегодняшнего дня, поступок Сары кажется аморальным. Но в те времена царили иные нравы и традиции. Агарь, служанка Сары, зачала.
Сам факт, что она, рабыня! станет матерью первенца Аврама, наполняло Агарь несказанной гордостью. Но вместе с гордостью родилась и гордыня, и Агарь стала презирать и унижать свою госпожу (Быт. 16:4), которую раньше любила и которой верно служила. Так в сердцах обеих женщин поселились соперничество и ревность.
Не стерпела Сара и стала притеснять Агарь. И однажды, не выдержав издевательств и попреков, рабыня убежала из дома. Она устала от оскорблений хозяйки и насмешек домашних: лучше одиночество в пустыне, чем одиночество среди людей. Здесь, где никто, казалось, не слышал ее рыданий, она дала волю своему горю.
Она вновь и вновь мысленно перебирала случившееся. Память сохранила все: уговоры и посулы Сары, нежность и любовь Аврама, первый удар ребенка во чреве... Почему то, что так хорошо началось, кончилось так ужасно? Она не знала ответа на этот вопрос, но от нас он не сокрыт: колебания в вере, как цепная реакция, привели к трагедии.
Сначала Сара, отчаявшись, взяла инициативу в свои руки (16:2). Сама Агарь, возгордясь, возомнила себя соперницей законной жены (16:4). Сара, не желая признать свою вину, обвиняет во всем мужа (16:5). Аврам, смалодушествовав, не желает, как подобает мужчине, взять ответственность за своего ребенка на себя и отдает все в руки жены (16:6). Сара дала волю гневу своему (16:6). Агарь, не раскаявшись в гордыне, убежала из дома (16:6). Вот семь шагов, которые привели к трагедии.
И вдруг голос: "Агарь! Служанка Сарина! Откуда ты пришла и куда идешь?" О, чудо! Униженной, брошенной, отвергнутой, ей явился посланник небесный - Ангел Господень. Он принес ей весть, вновь наполнившую ее надеждой и радостью. Бог слышит ее, Бог знает ее по имени, Бог сам дал имя ее сыну, Бог обещает ее ребенку великое будущее. Хвала и слава! И за все это Он требует раскаяния и повиновения: иди и покорись госпоже своей. Агарь поверила словам Ангела и приняла волю Божью, вернувшись к хозяйке с готовностью перенести все.
Агарь родила Авраму сына, и наречено ему было имя Измаил. И тринадцать лет возрастал он на глазах у всего семейства как первенец и наследник.
Но пришла полнота времени, и в срок, когда не ждали и не ведали, Бог дал новое обетование и заключил завет с Ав-рамом, назвав его Отцом множества, а Сару благословил сыном, от которого произойдут народы и цари (17:16). И с этого момента семейная трагедия Аврама приобрела новое звучание и новую высоту: завершилась обычная бытовая история и началось созидание истории народа Божия - Израиля. Аврам и Сара вместе с новыми именами приняли от Бога мудрость и видение, познав через совершенное Им чудо могущество Господа и величие Его планов.
Прошло немного времени и чуткое материнское сердце Сары первым почувствовало, что не смогут жить под одной крышей дитя плоти и дитя Духа. На пиру, устроенном Авраамом в честь отнятия от груди Исаака, Сарра увидела, что сын Агари египиптянки насмехается (21:9). "Выгони эту рабыню и сына ее! Эти слова показались несправедливыми и безжа-
лостными Аврааму, как и многим из нас. Но то была воля Божья! Бог сам сказал Аврааму об этом, а нам о Его провидении свидетельствует Священное Писание. Не людское самоуправство, а Божий замысел творил историю в то время. Измаил, плод слабоверия и своеволия, унаследовавший дух соперничества от своей матери, был в большей степени жертвой, чем виновником семейного распада. И Бог в любви и милости Своей не лишил первенца Авраама Своего благоволения! Измаил должен уйти, но Господь Сам позаботится о нем - таково было Слово Господне к Аврааму, и патриарх смирился.
На следующий день он встал рано, взял хлеба и мех воды, взвалил их на плечи Агари и вывел ее за пределы дома. Какая тягостная сцена! Умоляла ли его Агарь, молчала ли, окаменев от несправедливости, обличала ли - мы не знаем. Но одно знаем твердо: даже в этот тяжелый час Бог держал ее на Своих ладонях. Знал об этом и Авраам, ибо Сам Бог обещал ему позаботиться об изгнанниках.
Лишь Агарь ни о чем не ведала, уходя из родного дома в никуда. Что творилось в ее сердце? Сколько лет она, смирившись пред Ангелом Господним, сдерживала себя, скрывая боль и разочарование! Сколько лет боролась с собой ради сына - наследника Авраамова. И даже когда Сарра родила, Агарь приняла свою новую роль, смирившись с тем, что Измаил утратил право первородства. Но им отказали даже в самом малом - в куске хлеба и обеспеченной спокойной старости. Всего лишь наивная шалость ребенка - и такая несправедливость в ответ! Ее использовали, а потом выбросили, как ненужную тряпку. Наверное, так думала несчастная женщина, когда брела по пескам пустыни. Замкнувшись в своем горе и обиде, она забыла, что держала за руку живое свидетельство того, что "Господь услышит", ибо так звучало имя ее сына Измаила. Она вглядывалась в свое разбитое сердце и не звала по имени Того, Кто из ее собственной плоти сотворил символ Своей милости и любви. Неудивительно, что в таком состоянии Агарь заблудилась. Вот и вода в мехе кончилась, и силы иссякли, и сама мысль о смерти казалась облегчением. Оставив в стороне обессилевшего сына, чтобы не видеть его агонию, она громко рыдала неподалеку (21:16).
И вновь - о, чудо! Бог слышит. Он не только спасает, но обещает быть с ее сыном во все дни жизни и держит Свое слово.
Вот и мы всегда должны помнить, что в пустыне этой жизни мы никогда не бываем одиноки. Одинокая мать, Он поможет тебе, откроет глаза твои, если ты искренно обратишься к Нему всем сердцем, подобно Агари, и тогда увидишь Источник воды живой. А когда услышишь Его голос, не медли, бери отрока своего за руку и веди к Источнику, где он обретет жизнь и силу.
Дорогая подруга, сестра или милая женщина. История Агари учит тому, что, если мы не будем смиренны и кротки, если позволим гордости и соперничеству овладеть нами, многие беды ждут впереди нас и детей наших. Чья вина в том, что ты одинока? Это не главный вопрос. Главное, где был Бог, когда Он был тебе так нужен? Искала ли ты Его совета и поддержки в тот момент? Призывала ли Его имя с надеждой и верой? Агарь сказала - ты Бог видящий меня. Можешь ли ты сказать то же?
Но история Агари - это не только нравоучительный пример пагубности своеволия и гордыни. Это великий символ двух заветов, свидетельствующий нам, что мы - дети не рабы, но свободной, что во Христе мы обрели новую жизнь, став детьми обетования по Исааку (Гал. 4:22-31). И потому все обетования, данные Божьему народу - это основа нашего упования и веры.


Ольга МОКАН

Назад

 

Hosted by uCoz