Библейские женщины



Ноеминь и Руфь


Каждый из нас, возрастая в познании Божьего Слова, приходит к моменту, когда вдруг обнаруживает, что у него есть любимые книги или места в Писании. Они особенно близки нашему сердцу, достигают самых сокровенных уголков души и бесконечно много говорят духу нашему. Эти любимые строки становятся точкой опоры, когда ищешь Божью руку во время искушений и испытаний. Вот такой особой книгой является для меня «Руфь». Казалось бы, незамысловатая исто­рия о взаимоотношениях невестки и свекрови, но какие источники силы открываются в небольших 4 главах! Не случайно И.Каргель сказал об этой кни­ге: «Господь отделил это событие, как сокровище, от других, описанных в книге Судей, и сохранил его нам, как в шкатулке драгоценностей, в от­дельной маленькой книге "Руфь"».

В ней рассказывается о том, как простая жен­щина-язычница через любовь и уважение к своей свекрови познала Господа и вошла в историю бо­гоизбранного народа, в родословную Иисуса Христа.

Эта книга не простое жизнеописание семьи Ели-мелеха, а поучение о том, как простота, любовь и преданность открывают человеку путь к Богу.

...Семья Елимелеха принадлежала к избранному народу, колену Иудину, стоящему на первом месте. Со своей женой Ноеминью и сыновьями Махлоном и Хилеоном он жил в достатке в маленьком городе Вифлееме, что на древнееврейском означало «Дом хлеба». Но пришло испытание — «... случился голод на земле», и Елимелех решает уйти от голода на «поля Моавитские». Вот она — первая ошибка. Как часто люди в пору испытаний ищут защиты не в молитве, а на чужбине. Уходят в мир в поисках лучшего, а находят лишь разочарование, потери и боль. Так случилось и с семьей Елимелеха.

Сначала умирает глава семьи. Горе Ноемини: остаться вдовой на чужбине — горькая доля! Но, слава Господу, у нее остались два сына — гордость и счастье матери, ее опора и надежда на спокой­ную старость. Наверное, не раз в мечтах она видела их вернувшимися в Вифлеем и женившимися на красивых израильских девушках, а себя — окру­женною внуками, полную мира и покоя. Какое уте­шение ее вдовьей участи. Но и эти ожидания по­терпели крах. Ее сыновья, вопреки закону Божье­му, полюбили местных моавитянок, женились и «...жили там около десяти лет».

Не будет благословения тому дому, в котором нарушается закон Божий. Вот и в дом Ноемини пришла новая страшная беда. Скупыми словами автор пишет: «... потом и оба сына ее умерли». Неизвестно отчего и при каких обстоятельствах потеряла она сыночков своих. Сколь глубока была мера ее скорби: все потеряла, все оставила в чужом краю за суетную мечту о сытой доле! Так и мы, через сокрушения и страдания, крах чело­веческих упований и осознание своего бессилия, приходим к Господу, как блудные дети в дом отчий. И не покоя и сытости ищем мы тогда, а родитель­ской любви, теплой руки отцовской.

Ноеминь, услышав, что «Бог посетил народ Свой и дал им хлеб», решает возвратиться в родной Вифлеем. Скорбен путь ее. Бедная бездетная вдо­ва возвращается туда, где ее никто не ждет, где наиболее вероятная перспектива — нищенство и голод, потому что старой женщине на склоне лет, лишенной мужниной и сыновней поддержки, то время не сулило ничего, кроме новых лишений. Предвидя это, Ноеминь призывает своих невесток вернуться в родительский дом и попытаться соз­дать новую семью. После долгих уговоров Орфа уходит, а Руфь — непоколебима. Свое твердое решение она высказала в нескольких фразах, но в них была внутренняя сила Божия, которая при­вязывала ее к Ноемини, к Богу и ее народу: «...не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду; народ твой будет моим народом, и твой Бог моим Богом; и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду. Пусть то и то сделает мне Господь, и еще сделает; смерть одна разлучит меня с тобою».

Чтобы вполне понять силу произнесенных Руфью слов, надо вспомнить о том, кем она была до того, как вошла в семью Ноемини. Моавитяне — потомки Лота, народ дерзкий и развращенный (Быт. 19:37). Грубые язычники, поклонники Хамоса и Ваал-Фегора, которых они чтили безнравственным бого­служением, принося в жертву даже младенцев (Числа 25:1-5; З Царств 11:17; Осия 9:10). Теперь представьте, сколь велика была сила примера Ноемини, что Руфь, воспитанная по законам своего богоотступнического племени, решила следовать за Господом Израилевым. Бог Ноемини покорил сердце молодой моавитянки. Она, наблюдая за све­кровью изо дня в день, увидела в ней присутствие живого Бога и приняла твердое решение служить Ему. А теперь проверим себя: видят ли наши не­вестки и близкие в нас присутствие Божие, хотят ли они следовать за нашим Богом?

Ноеминь и Руфь возвращаются в Вифлеем в хо­рошее время — время жатвы. Жатва всегда была временем общей радости и веселия. Новый хлеб — значит жизнь будет продолжаться! Христос сказал однажды ученикам: «...возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.» (Иоанна 4:35) Не живем ли мы, милые сестры, в такое время, когда нивы побелели и поспели к жатве?

Заметим, что Руфь, прийдя в Вифлеем, сразу же идет трудиться. Она говорит свекрови: пойду я на поле и буду собирать колосья по следам того, у кого найду благоволение. «Она пошла, и пришла, и подбирала в поле колосья позади жнецов» (ст.З). Она не только подумала и сказала, но действовала — пошла, пришла, подбирала. Это был тяжелый труд. Всякий, кому хоть раз в жизни довелось хо­дить по острой, свежескошеннои стерне, выиски­вая несжатые колосья, знает это. Изнурительный и нищенский труд, но смиренная Руфь не стыди­лась своей бедности, ибо верила, что всякий труд достоин платы.

И мы, познавшие Христа, как Руфь, не должны сидеть сложа руки. Собирание колосьев — это скромное благовестив в кругу родных и знакомых, это то малое дело, которое доступно каждой из нас. Как близка Руфь новозаветным женщинам из Луки 8:1-3. Христос, Господин жатвы, шел впере­ди, благовествуя Царствие Божие, а женщины сле­довали за Ним. Находясь в Доме хлеба, в церкви — Теле Христа, нашла ли ты, сестра, свое место, знаешь ли свое служение, свой труд?

Прилежно собирая на поле колосья, Руфь уви­дела хозяина поля — Вооза. И не только увидела: он сам разговаривал с ней! И сказал ей: «... по­слушай, дочь моя, не ходи подбирать на другом поле, и не переходи отсюда, но будь здесь с моими служанками. Пусть в глазах твоих будет поле, где они жнут, и ходи за ними» (2 гл. 8 ст.) Он хочет видеть ее всегда на этом поле с Его жнецами.

Сестра! В твоем «Доме хлеба», где ты соби­раешь колоски, ты обязательно встретишься с Хо­зяином жатвы, Он скажет и тебе: «... не ходи под­бирать на другое поле...» Сколько душ сейчас ме­чутся из одной церкви в другую, ища хозяина по вкусу своему. Будем же помнить слова, сказан­ные Воозом: «Пусть в глазах твоих будет то поле, где они жнут, и ходи за ними».

Вооз не только предложил Руфи пропитание, но обещал безопасность (15-16) и пригласил пить из его сосудов вместе со служанками Его. Так и Великий Господин жатвы Иисус хочет, чтобы мы знали, что мы бесконечно дороги Ему. Сколько обетовании Он имеет для нас на каждый день! Он сказал: «Се я с вами до скончания века». «Не ос­тавлю вас и не покину». «Ибо Я Господь Бог Твой держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: не бойся, Я помогаю тебе». Верим ли мы Его Слову, готовы ли вложить в Его руку жизнь свою? Вооз заботился о Руфи, пригласив к обеду и сосудам с водой и сам подал ей хлеб. Господь позаботится и о нас, чтобы мы не имели нужды ни в «хлебе», ни в «воде жизни».

Читаем дальше: «Она пала на лице свое, и пок­лонилась до земли, и сказала ему: чем снискала я милость в глазах твоих, что ты принимаешь меня, хотя я чужеземка?» Какое великое благоговение и смирение!

Сестры, как часто мы склоняем колени свои, чтобы возблагодарить Господа за Его милость к нам? Потому что Он сказал нам: «Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благо­воление» (Иерем. 31:3).

Вечером, прежде чем идти домой, Руфь вымо­лотила собранный хлеб, чтобы нести бедной вдове Ноемини, своей свекрови, только чистое зерно без соломы и мякины. Сколько в наших церквах бедных, одиноких, страдающих вдов, сколько их вокруг нас. Собирая колосья для себя, мы должны помнить о них, делиться, как Руфь, и нести только чистое зерно.

Вооз просил Руфь быть на его поле, доколе не докончит жатвы. Она была верна и послушна ему, и в смирении собирала колосья на поле Вооза до конца жатвы, благодаря его за милость к ней. Она была верна в малом, и Господь воздал ей великим — дал семью, мужа и сына, которому предстояло стать прадедушкой царя Давида.

Итак, выйдя из Моава, войдя в «Дом хлеба», найдем и мы свое место и будем усердны в малом, будем смиренно склоняться пред Богом, чтобы вкушать от Его стола и пить из Его сосудов, будем помнить о тех, кто ждет от нас чистого зерна! И будем верны и послушны Ему до конца жатвы! Потому что Иисус сказал: жатва есть кончина века.

А потом на небесах нас встретит Небесный жених и радость со всеми святыми, которой не будет конца!


Ольга МОКАН



назад

Hosted by uCoz